Качество обученности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №64»

 

Качество обученности

 

  

Одним из основных показателей эффективности работы образовательного учреждения является качество обученности учащихся.

            В школе постоянному анализу подвергаются показатели успеваемости, качества обучения. Результаты мониторинга по этим критериям стабильны. Изменения наблюдаются в процентном выражении в зависимости от ступени обучения.

            Анализируя результаты за последние 3 года, можно выявить следующие тенденции:

·        качество обученности в целом по школе остаётся стабильным (2007-2008 уч.год- 45%;   2008-2009 уч.год-44,8%; 2009-2010 уч.год 45,5%);

·         учебный год с отличием  заканчивают 3,2% учащихся;

·        осваивают учебные программы 98,3 % учащихся;

·        за последние 3 года школа выпустила 3 золотых и 6 серебряных медалистов.

       В школе разработана система мониторинга.  Созданы научно-методические и информационные условия, обеспечивающие формирование системы мониторинга, определены приоритетные направления внутришкольного контроля уровня достижений обучающихся всех ступеней образования, разработан контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий определить  уровень предметных знаний.

       Содержание и объём контролирующих материалов соответствует требованиям ГОС. Итоговые тесты и контрольные работы разрабатываются методическими объединениями образовательного учреждения. Материалы обсуждены на методических объединениях и утверждены директором.  Кроме этого для итоговой аттестации выпускников 9-х классов в традиционной форме используются материалы сборников открытых тестов.

   Основными направлениями мониторинга учебно-воспитательного процесса в  ОУ являются:

·        выполнение всеобуча;

·        состояние преподавания учебных предметов;

·        качество ЗУН учащихся;

·        выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;

·        промежуточная аттестация;

·        подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы.

    С целью совершенствования педагогического мониторинга качества образования в школе активно внедряются внешние формы педагогического аудита:

·        апробированы общественные смотры знаний по предметам на разных ступенях образования;

·        более 70 % учащихся  участвуют в  ГИА в новой форме;

·        для учащихся 11- классов ГЦМО  проводится пробный ЕГЭ;

·        для учащихся 10-11-х классов  проводятся диагностические

и тренировочные задания по математике, организованные ФИПИ.

            Высокое качество подготовки демонстрируют учащиеся начальной школы ( 50% качества и более) по всем предметам. Ежегодная итоговая аттестация выпускников первой ступени подтверждает результаты обучения. По математике абсолютная успеваемость 95,7% , качественная успеваемость 61%. Результаты по русскому несколько выше- абсолютная успеваемость 96,3%, качественная успеваемость 62% ( среднестатистические данные за три года).

            Мониторинг на основе диагностических данных по предметам с 5 по 11 классы показал, что качественная успеваемость по предметам гуманитарного цикла и точных наук отличается. Так по предметам гуманитарного цикла качество обучения составляет от 69% по литературе до 61% по истории. По предметам точных наук качество обучения ниже и составляет от 50% до 53%. Предметы естественного цикла имеют качественную успеваемость 49,5% по химии, 73% по биологии, 65% по географии. За последние три года можно увидеть стабильность в обучении по большинству предметов,  а по отдельным  видна закономерность возрастания качества обучения по русскому языку от 55,6% до 63%,  по алгебре – 49% - 53%,  по химии – 37% - 49%.

           

 

Учебный

    год

       1 ступень

             2 ступень

                3 ступень

 

% на «4» и «5»

 

% на «4» и «5»

 

% на «4» и «5»

Окончи-

ли с

медалью

 

 

2007-2008

62,10%

42,00%

33,00%

 

-

 

2008-2009

59,00%

 

43,00%

31,00%

 

6

 

2009-2010

 

62,2%,

 

41,00%

 

33,50%

 

4

 

Результаты успеваемости выпускников 1, 2 и 3 ступеней обучения позволяют сделать вывод о достаточно качественном усвоении учащимися учебного материала образовательных программ за курс начальной, основной, средней школы. Количество учащихся, которые имеют по результатам освоения образовательных программ высокие отметки,остаётся стабильным. 

Государственная итоговая аттестация выпускников IX  и  XI классов является одной из важнейших составляющих системы оценки качества образования. Проведение итоговой аттестации в новой форме реализует принцип разделения функций обучения и проверки учебных достижений обучающихся.

Высокое качество результатов обучения подтвердилось  итоговой  государственной аттестацией выпускников 9-х, 11-х классов.

 Государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов осуществляется  в традиционной  и новой форме. Все выпускники, с учетом повторной аттестации  , справились с экзаменами и получили аттестат . В аттестации по новой форме за последние два года   приняли участие  101 выпускник (70 % от числа всех учащихся 9-х классов). Все учащиеся 9-х классов справились с обязательным экзаменом по русскому языку, математике показав 46 % качества, 27 учащихся (19% участников экзамена в новой форме) выполнили задания, набрав количество баллов  соответствующее оценке «5». Экзамены  в новой форме  были выбраны по следующим предметам: обществознание (45,5% от числа всех выпускников), биология (10,4%), химия (9,7), география (11,8%), физика (15,3%), история (9%). Предпочтение выпускников в  выборе экзаменов отдано предметам естественно-гуманитарного цикла. По этим предметам учащиеся показали лучшие результаты( биология- 80 % качества, химия- 64 % качества, обществознание-60% качества). Низкий результат сдачи экзамена в новой форме по истории (23% качества).

На III ступени на этапе государственной (итоговой) аттестации проводится ЕГЭ по русскому языку и математике.  По другим предметам ЕГЭ проводится как вступительные экзамены в ВУЗы на добровольной основе.

          Предпочтение выпускников в  выборе экзаменов распределились следующим образом:

·        физика -10  учащихся(15%) ;

·        ИКТ  - 6 учащихся(9%) ;

·        история — 17учащихся (25,3%);

·        обществознание - 50 учащихся(75%);

·        английский язык - 1 учащийся(1,5%);

·        химия - 2 учащийся(3%);

·        биология — 2 учащийся(3%);

·        география - 1 учащийся(1,5%).

Таким образом, 49 % выпускников сдавали два и более экзаменов в формате ЕГЭ.

Все участники аттестации успешно справились с заданиями единого государственного экзамена и показали высокие результаты ЕГЭ. По математике 60% выпускников набрали балл выше среднего по области, по русскому языку- 69%,  по информатике и ИКТ- 67%, по физике -60%, по обществознанию — 48%. Средний балл по школе  составил по русскому языку -59%, по математике -41%.

Претенденты на получение золотой и серебряной медалей подтвердили высокое качество знаний, набрав от 68 баллов до 76 баллов по русскому языку и от 55 баллов до 70 баллов по математике.

Успешная итоговая аттестация обусловлена системой дополнительной  работы педагогического коллектива с выпускниками на протяжении всего курса обучения:

·        разъяснительная работа с родителями и учениками;

·        подготовка учащихся педагогами по контрольно-измерительным материалам прошлых лет;

·        консультирование по вопросам учебного материала;

· проведение диагностических работ по математике и русскому языку городским центром мониторинга и Федеральным институтом педагогических измерений.

        Итоги ЕГЭ за несколько лет позволяют констатировать, что в школе сложилась целостная система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ .

В 2009-2010 учебному году ГЦМО проводил оценку качества предметных достижений среди учащихся 4,9,11-классов. Результаты тестирования приведены в таблице.

 

 

 

Предмет       

Класс/

кол-во

70-100 % (выше базового ур)   

человек

45-69 %

(базовый уровень)

человек

  0-45 %

(ниже базового уровня)

человек

Математика

4 /54чел

57,00%

31

39,00%

21

4,00%

2

Окружающиймир

4/54 чел

94,00%

51

4,00%

2

2,00%

1

Русский язык

4/54 чел

33,00%

18

50,00%

27

17,00%

9

История

9/61 чел

46,00%

28

46,00%

28

8,00%

5

Физика

9/61 чел

5,00%

3

62,00%

38

33,00%

20

История

11/61 чел

69,00%

18

23,00%

6

8,00%

2

Физика

11/61 чел

4,00%

1

42,00%

11

54,00%

14

Итого

336чел

45,00%

150

40,00%

133

16,00%

53

          Таким образом учащиеся начальной и средней школы справились  с заданиями ОКПД и показали хорошие результаты   на базовом уровне и выше базового уровня. По физике результаты тестирования учащихся старшего звена оказались ниже ожидаемых. Причины низкого качества следующие: низкая мотивация изучения предмета, гуманитарная направленность дальнейшего профессионального обучения ( четыре выпускника сдавали ЕГЭ по физики, трое из которых набрали балл выше среднего по НСО).

 Полученная информация дает рациональную основу для корректировки образовательных программ и их осознанного выбора, для планирования методической работы и оценки работы учителя и школы в целом.

            Повышению качества общего образования способствует система работы по школьной  программе  «Одарённые дети».

Ежегодно отслеживается активность учащихся, мотивированных на учебу, на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх.

 Так, ежегодно ученики 5-11 классов школы  принимают участие в олимпиадах по русскому языку, математике, иностранному языку, биологии, физике, химии, географии, технологии, физической культуре, ОБЖ, истории, обществознанию.  Число участников  олимпиадного движения растёт.

Учебный год

Число участников районного этапа

Число участников муниципального этапа

2007-2008

42

4

2008-2009

137

19

2009-2010

350

33

            В рамках программы «Одарённые дети» традиционно в феврале проходит ШНПК. Несмотря на то, что учебно-исследовательские и проектные  работы старшеклассников уже не могут быть частью их итоговой аттестации (в связи с введением ЕГЭ в качестве единственной формы итоговой аттестации), нам удалось удержать высокий уровень учебно-исследовательских работ. Победители представляют ОУ на городской научно-практической конференции.

            Учащиеся, занимающиеся исследовательской, проектной деятельностью развивают специальные способности. Они активно участвуют  в международной предметных играх, конкурсах, выставках  разного уровня.

Предмет

Название

Количество участников по годам

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Информатика

Конкурс мультимедийных презентаций

-

2

6

Технология

Конкурс изо и декоративно прикладного творчества

12

10

14

Английский язык

Шоу талантов (инсценировка сказки на англ.языке)

-

12

10

Литература

Конкурс чтецов «Магистр живого слова»

6

4

8

Биология

Игра «Путешествие по Птицеграду»

6

5

8

Английский язык

Олимпиада по английскому языку в рамках игры «Золотая середина»

-

8

8

Литература

«Лукоморье» конкурс-игра

-

129

215

Изо

Конкурс социальной экологической рекламы

 

6

7

Технология

Выставка-конкурс «Мир без атомных катастроф»

5

4

11

Технология

Выставка – конкурс творческих работ «Арт- Мобиле»

4

3

5

Русский язык

«Русский медвежонок» конкурс по языкознанию

126

219

251

Математика

«Кенгуру»  конкурс-игра

118

237

267

Английский язык

«Британский бульдог» конкурс-игра

-

19

 

 

 

 

24

МХК, история

«Золотое руно»

-

68

132

                                                                                                                                                                                          Развитии творческой индивидуальности личности  предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, основываясь на их интересе, познавательных потенциальных возможностях и способностях. С этой целью в 2009-2010 учебном году  организовано научное общество учащихся «Союз ума, добра и красоты».

Работа педагогического коллектива с учащимися-претендентами на медаль один из показателей эффективности работы с высоко-мотивированными на учебу учащимися. Все учащиеся - претенденты  подтверждают свои знания результатами  ЕГЭ и поступлением в высшие учебные заведения на бюджетной основе.  Как результат высоких показателей деятельности по обучению и воспитанию педагогический коллектив школы два года подряд является обладателем знака «Педагогический триумф».

        Повышается уровень социальной адаптации учащихся, сформированности профессиональных планов. Практически все молодые люди связывают свое будущее с получением высшего образования.  Выпускники школы ежегодно показывают свою высокую конкурентную способность, что подтверждается стабильно высоким уровнем поступления в вузы.

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

68,70%

89,50%

86,20%

 Для школы  существенным показателем качества результатов образования является соответствие поступления выпускников их намерениями. Динамика этого показателя (измеряется с 2007 г.) положительная: от 60% до 80% выпускников поступают в то учебное заведение и на тот факультет, куда собирались.

Школа активно сотрудничает высшими учебными и средне профессиональными учебными заведениями  г. Новосибирска.

Сотрудничество  осуществлялась по следующим направлениям:

1.   Информирование учащихся о возможностях продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

2.   Подготовка учащихся к поступлению и учёбе в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

3.   Участие школьников в предметных олимпиадах, проводимых ВУЗами;

4.   Совместное участие школьников и студентов в научной и общественной жизни.

          Сохранение здоровье учащихся – одна из основных целей, стоящих перед педагогами. Исходя из этого положения, коллектив школы начал в 1997 году систематическую работу по здоровьесбережению учащихся (знакомились с опытом коллег, проходили курсы на базе ГЦОЗ «Магистр»). В 2007-2008 учебном году творческой группой учителей под руководством Курдюковой Ю.В. учителя биологии при содействии Центра здоровья «Магистр» разработана программа по здоровьесбережению.

 Основными направлениями здоровьесберегающей  программы школы являются:

систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психологической коррекции;

раннее выявление патологии и профилактика её у учащихся;

пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;

профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;

решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

С целью сохранения  и укрепления здоровья, формирования здоровой личности детей и подростков в процессе обучения и воспитания система работы педагогического коллектива предусматривает учет следующих значимых факторов образовательной среды:

·        организация процесса воспитания и образования с позиции здоровье- сбережения (длительность занятий и перерывов, оптимальное расписание);

·        методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность и препятствующие переутомлению;

·        психологический фон занятий (доброжелательность, чуткость);

·        санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);

·        оптимальный двигательный режим учащихся (с учетом их возрастных особенностей);

·        медицинское сопровождение.

Сравнительный анализ психологических обследований  показал, что уровень тревожности учащихся 1-х классов в 2008-2009 учебного года снизился с 22%(начало года) до 16% (конец учебного года). В 2008 году поступили в школу дети с  высоким уровнем тревожности – 32%, в результате работы психологической службы на этой параллели уровень тревожности снизился до 17%.  В 10 классах уровень тревожности и невротичности с 2007-2008 по 2009-2010 учебный год снизился с 32% - 11%  и 24% - 14% соответственно. Достигается это за счет: отбора учебного материала, способствующего сохранению здоровья учащихся; изучения передового педагогического опыта по оздоровлению детей; технологий, способствующих формированию здоровьесберегающего мышления у всех участников образовательного процесса.

С целью пропаганды здорового образа жизни в школе ведется целенаправленная работа по формированию здоровьесберегающего мышления учащихся:

·        организуются встречи с наркологами, медицинскими работниками поликлиники № 13;

·        проводятся спортивные праздники среди 5-11 классов, спортивные состязания, эстафеты среди учащихся 1-4 классов;

·        для девочек – подростков 8-11 классов работает клуб «Девчата».

Члены клуба проводят пропаганду здорового образа жизни среди учащихся и участвуют в диагностике состояния здоровья школьников 5 – 11 классов (анкетирование). В школе стало традицией проведение научно-практических конференций  старшеклассниками «Береги здоровье смолоду», где учащиеся представляют рефераты – исследования по здоровому образу жизни, экологии. Используется наглядная агитация: сменный стенд «ЗДОРОВЬЕ»; приложение к общешкольной газете – газета «ЗОЖ».

Адаптация проекта здоровьесберегающей программы осуществляется через учебно-воспитательный процесс: на уроках естествознания, биологии, анатомии, химии, ОБЖ, физического воспитания и др.; на внеклассных занятиях; в студиях дополнительного образования (народные, спортивные, эстрадные танцы).

         Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний включает в себя использование в начальных классах продукции «Чистая вода» (установлены куллеры в каждом классе начальной школы), обучение знаниям гигиены, правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний. С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими эмоциями. На протяжении многих лет объектом диагностики является информации о пропущенных уроках по болезни (классом, параллелью классов, в среднем на 1 ученика). Так диагностические данные  свидетельствуют, что за последние три года на параллелях классов: 5, 6, 7, 8, 9 наблюдается увеличение числа пропущенных уроков  на одного  ученика  (так 5-е классы - 60 уроков на одного ученика,      9 классы – 104 урока на одного ученика).

Учителями школы ставится задача – способствовать воспитанию социально и психологически здорового ребенка, и тем самым влиять на сознательный выбор ими здорового образа жизни. Ёе реализация осуществляется через:

1.      Повышение уровня компетентности педагогов по проблемам питания:

·        посещение учителями научно-методических семинаров по питанию в городском центре «Магистр» ;

·        консультации, возникающие по вопросам питания со специалистами Сибирского Федерального Центра оздоровительного питания;

·        просвещение педагогов школы (лекторская группа учащихся школы);

2.      Самообразование учителей:

·        анкетирование учащихся, учителей и родителей учащихся по вопросам питания в школьной столовой;

·        просвещение учащихся:

а) на уроках в рамках предмета «окружающий мир в начальной школе»;

б) на уроках биологии, химии, ОБЖ в среднем и старшем звене;

в) на классных часах (лекторская группа, школьная медицинская сестра);

·        просвещение родителей (на родительских собраниях);

·        улучшение организации питания в школьной столовой:

а) тщательная проверка качества пищи (школьная медицинская сестра проводит ежедневно);

б) инструктаж школьников по гигиене питания и поведению в столовой (классные руководители);

в) расширение ассортимента продуктов и приготовленных блюд;

г) установка новой «раздачи»;

д) дежурство учителей в столовой на переменах (согласно графику);

е) соблюдение учащимися классов графики питания (дежурный учитель);

ж) обеспечение бесплатным питанием нуждающихся учащихся.

Таким образом, в настоящее время школой используются все имеющиеся возможности по сохранению здоровья учащихся.

Дата последнего обновления страницы 18.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения