Самоанализ качества воспитательного процесса
1.Концепция.
Тема школы: Дифференциация и индивидуализация обучения как одна из функций гуманизации образования.
Цель воспитания: формирование целостной, интеллектуально-развитой социально-активной личности, обладающей нравственными принципами.
Актуальность концепции воспитательной работы школы определяется:
- возникновением в обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;
- появлением новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними;
- усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровней определенной части подрастающего поколения;
- американизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.
Цели концепции:
1. Систематизация положительного опыта формирования духовности школьника.
2. Формирование единого воспитательного пространства.
3. Создание условий для духовного роста педагогов воспитателей, учеников, их саморазвития.
4. Выявление основных направлений духовно-нравственного воспитания.
Для эффективного решения поставленных целей управление деятельностью коллектива по организации воспитательного процесса осуществляется на системной основе, включающей в себя:
А) создание единого воспитательного пространства, направленного на формирование личности выпускника;
Б) реализацию системы воспитательной работы школы;
В) создание условий для деятельности коллектива учителей- единомышленников, творчески работающих и утверждающих в учениках стремление к истине, правде, добру, красоте.
Этим и обусловлена постановка в центр внимания духовного, нравственно-эстетического, патриотического воспитания, нацеленных на формирование основных качеств личности.
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родная школа – родной город – родная страна. Эта стратегическая идея воспитательной работы образовательного учреждения. Она отражена на эмблеме школы: кораблик, на фоне земного шара, символизирующий бескорыстный педагогический труд, творчество, выполнены в бело-сине-красной гамме, повторяющей цвета российского флага. Этой идее служит Песня школы, Кодекс чести школьника.
2. Воспитательный процесс, организуемый образовательным учреждением по Программе развития воспитательного пространства «Воспитание для будущего», направлен на:
- организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
- формирование общественно- необходимых и личностно-значимых качеств личности;
- формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре.
Вся система воспитательной работы строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы. (Приложение ).
Более 6 лет безотказно работает найденная структура воспитательной системы - совокупность ключевых общешкольных дел. (Приложение ).
При всей традиционности дел, они дают полный простор для творчества и инициативы. Эффект новизны и приглашение к творчеству сопровождают ученика в течение всей жизни. Об этом свидетельствует участие школьников в конкурсах, проектах, играх (приложение ).
Воспитание в образовательной модели школы №64 включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
1. Воспитание в процессе обучения.
2. Внеурочная (внеучебная) деятельность.
3. Внешкольная деятельность. (Приложение ).
1. Воспитание в процессе обучения.
Эффективность урока зависит не только от его содержательной стороны, но и от воспитательного воздействия на ребенка. Особым воздействующим потенциалом обладают уроки гуманитарного и художественно-эстетического цикла. В школе ежегодно проходят предметные недели (литературы и русского языка, естественных наук, точных наук, иностранного языка). В ходе этих недель учителями даются яркие, содержательные уроки с выраженной воспитывающей направленностью. Мотивационным фактором и дополнением здесь выступают предметные внеурочные мероприятия.
2. Внеурочная (внеучебная) деятельность.
Внеурочная деятельность осуществляется по ряду важнейших направлений:
Гражданско-патриотическое воспитание нацелено на:
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
- развитие гражданской и социальной ответственности;
Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков.
Наша концепция предусматривает духовно-нравственное воспитание. Это:
- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;
- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке, чувства собственного достоинства;
- сознание личностной причастности к миру, современной цивилизации.
Эстетическое воспитание является составной частью учебного и воспитательного процесса, направлено на:
- развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
- развитие способности к художественному мышлению;
- развитие индивидуальных способностей;
- приобщение к мировой цивилизации.
Трудовое воспитание школьников - это:
- Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
- Воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
- Развитие навыков самообслуживания;
- Формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Спортивно-оздоровительное воспитание нацелено на:
- развитие потребности заниматься физкультурой и спортом;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
- развитие навыков гигиены и соблюдения режима дня.
Школа является одним из главных институтов социализации. Именно поэтому в концепции социальному воспитанию отведено большое внимание. Социальное воспитание понимается как создание условий для целенаправленного развития духовно-ценностной ориентации человека. В нашем образовательном учреждении действует социально-психологическая служба, которую осуществляют школьные педагоги-психологи социальные педагоги.
3.Внешкольная деятельность.
В ходе внешкольной деятельности реализуется тесное сотрудничество с социальными, культурными, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения района и города.
Формы сотрудничества:
- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;
- вечера- встречи с интересными людьми;
- консультации;
- совместное создание групп по интересам;
- шефская и спонсорская помощь школе и др.
Организация ученического самоуправления.
Реализуется в рамках разработанной в школе программы «Дом, в котором ты живешь», направленной на создание условий для участия детей во всех областях общественной жизни, формирование активной жизненной позиции.
Стиль, тон отношений в коллективе. Морально- психологический климат.
Около 30 лет школа живет и плодотворно работает благодаря интеллекту, культуре, профессионализму учителей. Одна из главных традиций, ей, как и номеру школы, около 100 лет – дух взаимоуважения:
- уважение к личности педагога в школе;
- уважение к личности ученика и высокая мерка выпускника школы;
- традиция в установлении приоритетов: учеба, учебный труд, культура, творчество. В школе сложился демократический стиль руководства и общения.
Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Их научно- методический багаж ежегодно пополняется благодаря функционированию методического объединения классных руководителей, самостоятельной деятельности учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства. Появление в штате учебного заведения двух психологов и двух социальных педагогов позволило расширить воспитательные возможности образовательного учреждения. (Приложение ).
В рамках общешкольной Программы «Система дополнительного образования в школе- центре духовного развития личности» создана широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 20 объединениях дополнительного образования занимаются 498 школьников. На базе учебного заведения работает филиал компьютерной школы «Юнисити», занятия в которой посещают 70 учащихся. Работает школа раннего развития «Дошколенок» для детей 5-6 лет. (Приложение ).
На основе выявленных интересов (посредством анкетирования, дней открытых дверей, творческих отчетов) определяется направление досуговой, внеурочной деятельности. Для полного удовлетворения запросов учащихся в дополнительном образовании, обращаемся к возможностям социокультурной среды, к семье. Изучая их, используем для личностного развития ребенка. Динамика занятости учащихся школы указывает на увеличение количества занимающихся в системе дополнительного образования в школе. (Приложение ).
3. Педагогическая оценка достигнутых школой воспитательно-образовательных результатов опирается на следующие критерии:
- степень эмоциональной удовлетворенности детей;
- интенсивное формирование коммуникативных навыков и умений, пробудившееся стремление занять более активную позицию организатора (соорганизатора), стремление ребенка творчески проявлять себя в различных видах коллективной деятельности;
- формирование навыков художественно- творческого самовыражения.
В течение времени апробируется диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать результативность деятельности. В основу инструментальной диагностики положены указанные выше критерии.
Следует отметить, что в диагностические процедуры включается и сам педагог. Проводя на научно-выверенной базе углубленную индивидуальную диагностику педагогически достигнутыми средствами и методами, ведущими из которых для нас является включенное педагогическое наблюдение.
Таким образом, методы диагностики, разработанные и адаптированные с учетом специфики школы, позволяют сформировать обобщенно-итоговую картину динамики развития навыков культурно - досугового самоопределения детей. По нашему мнению, качество воспитательной деятельности определяется, прежде всего, развитием мотивации: педагогический процесс в сфере дополнительного образования представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей, обеспечивает формирование глубокой внутренней мотивации к познавательному и творческому самовыражению, самоопределению.
В результате проведенных в 2005-2006 гг. контрольно-диагностических исследований обнаружена следующая картина доминирующих мотивов к культурной деятельности:
1. мотив занятости в свободное время;
2. мотив познания;
3. мотив творческого самоопределения.
Приведенные данные в приложении № свидетельствуют, что первичный мотив интереса постепенно заменяется более глубокими мотивами - познания и творческого самоопределения.
Оценка воспитанности ученика, сам процесс - эффективное средство стимулирования самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика, формирования у него адекватной самооценки личности.
Для определения уровня воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте за основу были взяты следующие критерии:
- внешний вид;
- общение, речь;
- отношения с учителями;
- отношения с другими сотрудниками школы;
- дисциплинированность в плане выполнения указаний учителя;
- отношение к школьному имуществу, труду других.
Оценка каждого критерия от 1 до 5 баллов. Уровень воспитанности определяется делением общей суммы баллов на количество учащихся. (Приложение ).
Воспитанность учащихся повышается от простого усвоения элементарных норм общежития (1 уровень) к эмоциональному уровню сопричастности обществу, людям, миру, природе и т. д. (2 уровень).К осознанию социального значения и личностного смысла социальных ценностей и их реализации в жизненной практике школьника (3 уровень).
Гуманизация образования, личностно-ориентированный подход в обучении и в воспитании предполагает наличие в педагогической системе комфортных условий для личности. С помощью анкеты «Удовлетворенность школьной жизнью» удалось увидеть динамику роста удовлетворенности учащихся школы взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством и т.д. (Приложение )
Результаты анкеты «Оценка классными руководителями состояния отдельных направлений воспитательной работы в школе» указывают на то, что эффективность воспитательной работы в школе в целом опрошенные оценивают весьма положительно. В среднем на 3,6 балла по пятибалльной шкале.
4. Итоги анализа воспитательного процесса.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Тревоги |
1. Повышение уровня воспитанности учащихся (по опросам и наблюдениям учителей предметников и классных руководителей).
2. Созданная система воспитательной работы позволяет повысить и упорядочить влияние всех факторов и структур школьного коллектива на процесс развития учащихся, на формирование их интеллектуального, нравственного, эстетического, физического развития.
3. Разработана и внедряется Программа развития воспитательного пространства «Воспитание для будущего».
4. Разработана и внедряется Программы «Школа- центр духовного развития личности».
5. Растет удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью в школе, организацией и результатами учебно-воспитательного процесса.
6. Упрочились связи в культурно- образовательной деятельности с учреждениями и организациями, расположенными на территории района и города. |
1. Материально- техническая база не в полной мере соответствует направлениям и содержанию воспитания в образовательной модели школы.
(Финансирование внеурочной воспитательной деятельности не соответствует потребностям и интересам учащихся.)
2. Из-за низкой заработной платы отсутствует музыкальный работник. |
1. Есть резервы в организации ученического самоуправления.
2. Наличие музыкального работника в штате школы позволит повысить работу по развитию творческих способностей учащихся. |
Стабильное состояние негативных ситуаций в социуме. |