Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса в ОУ
Данное направление работы требует постоянного внимания и значительных финансовых затрат:
· на ремонт здания;
· на материально-техническое обеспечение УВП;
· на обеспечение пожарной безопасности;
· на мероприятия по антитеррористической защищенности;
· на санитарно-гигиенические мероприятия;
· на проведение внеклассных мероприятий и др.
Нужно отметить, что по всем этим направлениям за последние три года в системе образования города, района и школы проделана большая работа.
Состояние МТБ. Санитарно-гигиенические условия
Здание построено в 1978 году по типовому проекту на 1176 мест, фактически обучается (на 01.01.11г.) 796 учащихся, занятия проводятся в две смены.
Средняя наполняемость в классах начальной школы – 12/25,3; в среднем звене – 13/28,5; в 10-11 классах – 4/24. Площадь классов – 56 м2, 75,6-77,7 м2, площадь на одного учащегося составляет 2,4-3,1 м2, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам СанПиНа- 2,4.2.576-96.
Все помещения учебно-воспитательного назначения имеют естественное освещение, СК-1,4-1,5 %. Искусственное освещение в школе представлено лампами накаливания с электроосветительной арматурой СК-300, равномерным распределением над рабочей поверхностью по 8-10 светильников. По последним замерам, сделанным в декабре 2010 года, удельная мощность освещенности у поверхности ученических парт не во всех кабинетах соответствуют нормам СанПиН. Во всех учебных кабинетах доски оборудованы софитами.
Учебные классы школы имеют площадь 56 м2. Классы начальной школы расположены на 1, 2, 3 этажах. Все учебные классы, кабинеты эстетически оформлены с уклоном учебной, предметной ориентации с учетом гигиенических требований. Учебная мебель соответствует ростовке учащихся.
Кабинеты физики, химии расположены на 3-м этаже. Площадь кабинета физики – 75 м2, лаборантской – 16,5 м2, кабинет химии – 75,6 м2, лаборантской – 16 м2. Оба кабинета оборудованы обычными учебными столами, в кабинете физики к столам проведена электропроводка – 36 вт. В кабинете химии вдоль внутренней стены оборудованы раковины с подводкой холодной воды, в лаборантских имеются раковины с подводкой холодной и горячей воды. Все санитарные приборы находятся в рабочем состоянии. В кабинете химии оборудован вытяжной шкаф, находится в рабочем состоянии.
Оборудовано два кабинета информатики на втором этаже: площадь 55,9 м2 , 56,8 м2 и лаборантская – 18,7 м2. Всего в кабинетах информатики оборудовано 16 рабочих мест, из расчета санитарных норм 6 м2 на 1 рабочее место. Расстановка мониторов по периметру класса. У светонесущей стены установлены столы для теоретических занятий. Каждое рабочее место оборудовано столом, стулом.
Спортивный зал типовой, площадь 290,2 м2. При спортзале имеются инструкторская – 10,6 м2 и две раздевалки общей площадью 46,9 м2. Малый спортивный зал площадью 88 м2
В школе оборудован дополнительно танцевальный зал - 72,9 м2 пол с деревянным покрытием. В зале установлены зеркала. Вдоль внутренних стен, поручни.
Для трудового обучения учащихся на 1-ом этаже имеется слесарная мастерская – 187,3 м2 на 22 рабочих места, столярная мастерская – 77,7 м2 на 12 рабочих мест. При мастерских находится заготовочный цех – 20,4 м2, где установлена циркулярная пила, фуганок. В мастерских установлены в соответствии с санитарными нормами станки: сверлильные, фрезерные, заточный. Все оборудование в рабочем состоянии, но все столярные верстаки. подлежат замене. В каждой мастерской оборудованы места для проведения теоретических занятий, имеются раковины для мытья рук. Тип светильников в столярной мастерской – «Альфа-13» - 6 электроточек, в слесарной – «Молочный шар» - 8 электроточек.
На 3-ем этаже находится кабинет домоводства (56,6 м2 ), который совмещен с кулинарией. В кабинете размещено перпендикулярно световому проему 7 ручных и 7 ножных швейных машин, в центре класса расположены столы для теоретических занятий, раскроечные столы. Для занятий кулинарией установлено две электропечи, холодильник, две мойки - все находится в рабочем состоянии. Кроме того, в школе на первом этаже расположена отдельно швейная мастерская – 56 м2, где установлено 10 промышленных швейных машин, оверлог, столы для раскроя ткани и для теоретических занятий, искусственное освещение – лампы накаливания по 8 штук (тип арматуры – СК-300).
Все мастерские в школе оборудованы в соответствии с санитарными требованиями и предусмотрены мероприятия по технике безопасности.
Медицинское обслуживание учащихся осуществляется на базе медицинского – 19м2, процедурного - 14 м2 и стоматологического – 20,6 м2 кабинетов Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием, инвентарем, в том числе холодильником и автоклавом.
В школе функционирует 2 группы продленного дня – 50 учащихся. Для работы групп продленного дня выделен класс площадью 56 м2, где оборудованы уголки для отдыха, игр (мягкие диваны, игры, игрушки). В школе организованы занятия для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Для занятия с детьми, посещающими группу кратковременного пребывания, в школе оборудован специальный класс - 72 м2, с местом для отдыха, специальной мебелью, учебными наглядными пособиями.
Для проведения культурно-массовой работы в школе работает драматическая студия – 57,6 м2, танцевальный зал – 72,9 м2 и 56 м2, малый спортивный зал – 88 м2, актовый зал – 181,4 м2, библиотека – 71,6 м2 с читальным залом на 8 мест и книгохранилищем – 8,4 м2.
Все помещения эстетически оформлены в соответствии с функциональным назначением, в 2010г. в актовом зале настелен линолеум на пол, проведен ремонт.
Для соблюдения правил личной гигиены на каждом этаже в школе работает по две туалетные комнаты, площадью 10,9 м2 и умывальные – 9,4 м2. В туалетных комнатах установлено по 4 унитаза, в каждой туалетной имеется одна закрывающаяся кабинка. Все санитарное оборудование находятся в рабочем состоянии. В каждом классе имеется раковина для мытья рук. Перед входом в столовую установлено 8 раковин для мытья рук. Питьевые фонтанчики расположены на 2-ом и 3-ем этажах.
Питание учащихся организовано в типовой столовой, где обеденный зал на 130 посадочных мест, площадью – 182,7 м2, и весь необходимый состав помещений общей площадью – 126,4 м2. Столовая оснащена всем необходимым оборудованием, инвентарем, все в рабочем состоянии и отвечает нормам СанПиНа 42-123-5777-91 «Предприятия общественного питания». Необходимо дополнение и обновление оборудования.
Системы водоснабжения, канализации, отопления централизованные, в рабочем состоянии. Микроклимат учебных помещений в школе отвечает санитарным нормам.
Приточно-вытяжная вентиляция оборудована в столовой, в спортзале, в рабочем состоянии.
Отделка помещений: пол во всех помещениях учебно-воспитательного назначения – линолеум по бетону. В течение последних лет проведена замена линолеума в швейной мастерской, группах продленного дня, ряде кабинетов. В слесарной мастерской пол деревянный, в коридорах – мозаичный, находится в хорошем состоянии. В 6 кабинетах требуется замена линолеума.
Все лабораторные инструментальные исследования (состояние освещенности, микроклимата, бактериологические исследования смывов, продуктов, воды и др.) соответствуют ГОСТам, НТД, санитарным нормам и правилам.
Состояние охраны труда и обеспечение безопасности
Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности сотрудников и учащихся школы осуществляется на основе нормативных актов: «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации» (Постановление Минтруда образования РФ от 08.02.2000 № 14); «Типовое положение о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России». (Утверждено приказом Минобразования РФ от 11.03.98 года №662).
Приказом по школе создана комиссия по охране труда и соблюдению правил безопасности, определены обязанности администрации школы, заведующих кабинетами, учителей, классных руководителей, воспитателей ГПД, преподавателя ОБЖ.
Состояние противопожарной безопасности по следующим параметрам находится в норме: противопожарные разрывы, система отопления, система вентиляции, система электрооборудования, соблюдение противопожарного режима, наличие первичных средств пожаротушения, наличие наружного противопожарного водоснабжения. Пути эвакуации находятся в надлежащем состоянии. Пожарно-техническая подготовка персонала проводится регулярно.
Дверные проемы лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания. В школе установлена автоматическая пожарная сигнализация, помещение школы оборудовано речевой системой оповещения о пожаре .
Приказами по школе определена ответственность работников за противопожарную безопасность.
В каждом кабинете имеются инструкции по технике безопасности, а также инструкции для проведения различных видов работ, занятий и мероприятий. В каждом кабинете есть план эвакуации, ответственный за безопасность жизнедеятельности. Разработан и утверждён паспорт безопасности. В школе имеется полный комплект методической литературы по охране труда.
Создание условий для безопасного пребывания детей в ОУ, сохранения их здоровья, полноценного физического и психического развития, формирование мотивации к здоровому образу жизни – одно из приоритетных направлений Программы развития школы. Его реализация осуществляется через профилактические программы, направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся, безопасного поведения на дорогах, в быту и при ЧС, антинаркотической зависимости и вредных привычек, что соответственно сказывается на здоровье учащихся.
В 2008/2009, 2009/2010 учебных годах проведена большая работа по приведению учебных кабинетов в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями: осуществлялась замена учебной мебели, продолжалось оснащение кабинетов классными досками, софитами.
Организация качественного, сбалансированного по основным пищевым веществам, рационального питания обучающихся также направлена на поддержание и сохранение здоровья школьников. Забота о полноценном питании учащихся школ находится в центре внимания родителей и педагогов. В настоящее время горячим питанием охвачено 78% обучающихся. Бесплатное питание получают 77 человек. Буфетную продукцию (чай, булочка) в школе дополнительно получают 120 человек. На каждый день составляются два вида меню – для детей от 7 до 11 лет и от 11 до 18 лет. За организацией качественного питания школьников, а также формированием культуры правильного рационального питания у обучающихся контроль осуществляется администрацией и родительской общественностью.
В школе функционируют медицинский и процедурный кабинеты, а также кабинет стоматолога. Осуществлена замена устаревшего оборудования медицинских кабинетов, сделан ремонт. Аптечками для оказания неотложной помощи укомплектованы не только медицинские кабинеты, но и кабинеты химии, физики, технологии, мастерские, спортивные залы. Ежегодно обучающиеся проходят медицинские осмотры, по результатам которых происходит распределение учащихся по группам здоровья, даются рекомендации педагогам по организации работы с детьми этих групп, проводится индивидуальное консультирование родителей. Итоги медицинских осмотров анализируются на педагогических советах, советах при директоре.
В школе большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Основными задачами физического воспитания в школе являются:
· формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой;
· обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности;
· формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой;
· создание условий для развития талантливых детей в области спорта.
Традиционно проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся, направленных на формирование здорового образа жизни. Одно из таких массовых мероприятий – День здоровья, в котором принимают участие все учащиеся школы, родители, педагоги. Образовательное учреждение выстраивает систему по работе с детьми, создает условия для развития тех или иных видов спорта. В школе организована работа секций по видам спорта: секции волейбола и баскетбола (ведут учителя физической культуры), секции каратэ-до, спортивных танцев, пилатеса (ведут профессиональные тренеры). Количество детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, является стабильным, что в значительной степени обусловлено пропагандой здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта.
Уроки физической культуры проводятся с учетом состояния здоровья обучающихся и в соответствии с распределением их по группам здоровья. В школе имеется спортивная база: спортивная площадка, большой и малый спортивные залы. Для проведения занятий по лыжной подготовке приобретено 50 комплектов лыж. Загруженность залов уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями - 100%.
Особое место в создании безопасных условий занимают вопросы антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. «Организация безопасности образовательного пространства в ОУ», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях», «Порядок проведения учебных эвакуаций», «Современные требования к организации эвакуации учащихся и персонала в экстренных случаях», «Общение детей во внеурочное время», «Наркотическая зависимость подростков, методы работы по профилактике и лечению». Эти вопросы рассматривались на производственных совещаниях, педагогических советах.
В школе назначен ответственный за ведение вопросов гражданской обороны, разработан план основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны инструкции по действиям личного состава образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации и по антитеррористической защищенности, спланированы и проведены эвакуационные мероприятия, разработан паспорт безопасности.
Подготовка и обучение школьников ведётся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного Министерством образования РФ в 1994 году. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в учебный план образовательного учреждения с 5 по 11 класс. Программа курса предусматривает изучение раздела «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», в 10-11 классах изучаются разделы «Основы военной службы», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В 1-4 классах курс ОБЖ интегрирован с предметом «Окружающий мир».
В целях закрепления знаний, практических умений и навыков персонала и обучающихся школы ежегодно проводится «День защиты детей», «Уроки безопасности». В рамках данных мероприятий в школе проводятся классные часы, практические занятия, организовываются тренировки по эвакуации учащихся и персонала с участием специалистов различных спецслужб (ГОЧС, УВД, ПЧ №9, ОСВОД).
Три раза в год (перед началом учебного года, перед началом зимних каникул и летней оздоровительной кампании, проводится комиссионное, совместно с органами внутренних дел, госпожнадзора и МЧС) обследование ОУ и прилегающих к ней территорий на предмет их защищенности, состояния надежности охраны, работоспособности средств контроля и сигнализации, обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств, посторонних предметов и брошенного автотранспорта. С сентября 2008 года образовательное учреждение охраняется сотрудниками ЧОП .
Педагоги МБОУ СОШ №64 уделяют большое внимание вопросам обучения детей основам безопасного поведения на дорогах. Деятельность по данному направлению осуществляется через уроки ОБЖ в среднем и старшем звене, занятия «Окружающий мир» в 1-4 классах, систему работы классных руководителей (проведение занятий ПДД по программе В.Э. Рублях «Правила дорожного движения» 1-8 класс) и учителей-предметников (проведение занятий «Минутка»), через развитие движения ЮИД.
Основываясь на имеющийся положительный опыт работы, ОУ находится в постоянном поиске новых форм и методов работы по профилактике ДДТТ.
С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний, формирования культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой в школе разработана и реализуется программа «Азбука дорог», которая рассчитана на учащихся 1-11 классов.
Налажено сотрудничество с автошколой «Лидер», результатом которого является совместный план работы на учебный год. На базе учебного кабинета автошколы проводятся занятия отряда ЮИД. Преимущество таких занятий состоит в том, что кабинет профессионально оборудован плакатным методическим материалом, учебными тренажерами и демонстрационными предметами, а это усиливает интерес к изучению ПДД, приобретении знаний, необходимых для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Наличие специально оборудованного кабинета по Правилам дорожного движения, на наш взгляд, позволяет объединить усилия администрации школы и специалистов ГИБДД в организации и проведении:
· занятий по систематическому изучению школьниками Правил дорожного движения;
· тематических утренников, сборов, конкурсов, соревнований, игр, викторин и т. п.;
· мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с привлечением работников ГИБДД;
· работы отрядов юных инспекторов движения.
Приобретает системный вид деятельность школьного отряда ЮИД, направленного также на профилактику и пропаганду правильного и безопасного поведения детей. Для системной работы отряда ЮИД организованы учебно-тренировочная площадка внутришкольная и на пришкольном участке, где проводятся занятия по изучению, повторению правил дорожного движения, по практической отработке учебного материала. Наша школа единственная в Кировском районе, где имеется возможность проводить тренировочные занятия круглогодично, независимо от погодных условий. И в дальнейшем, на базе СОШ № 64, возможна организация семинаров, открытых мероприятий для педагогов школ микрорайона, проведение массовых мероприятий для школьников Кировского района.
В рамках традиционного месячника «Безопасность на дорогах» организованы викторины, конкурсы, подготовлены итоговые фотоотчёты. Ежегодно для первоклассников поводится праздничное мероприятие «Посвящение в пешеходы». Организован выпуск газеты отряда ЮИД «Красный, жёлтый, зелёный», где освещаются предстоящие и проведенные мероприятия, достижения и успехи отряда. В рамках плана работы на учебный год проводятся школьные ступенчатые мероприятия:
· КВН «На зелёной волне» 5-9 класс;
· конкурс рисунков среди учащихся младшей школы «Мой друг – светофор»;
· турнир «Азбука дорог» по выявлению лучших знатоков правил дорожного движения среди 8-х классов;
· выпуск информационной стенгазеты « Правила важны, правила нужны» 5 -11 классы.
Успешной работе учреждения по данному направлению способствует информационное обеспечение: материалы журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни», российская газета «Добрая Дорога Детства», школьное издание «Школьные ступени», авторские разработки педагогического коллектива. Рисунки и сочинения детей, фотографии, видеосъемка с различных мероприятий, свидетельствуют о том, что детям интересно заниматься изучением правил движения. Не менее интересной становится подготовка этих мероприятий, в которой школьники принимают активное участие. Проект «Город Дорог» по профилактике ДДТ был представлен на Сибирской ярмарке в рамках областного конкурс социально-значимых проектов.
Школа активно участвует в районных программах «Неболит», «Добрая дорога». Команды школьников победители и призёры областных, городских, районных конкурсов «Безопасное колесо», «На зелёной волне», агитбригад « Это должен знать каждый», рисунков «Здоров – значит, счастлив» и др.
В рамках антитеррористической защищенности, разработаны мероприятия, обеспечивающие безопасность ОУ:
· определены места для встречи родителями детей после учебных занятий;
· ведется учет (фиксирование) посещения посторонними людьми ОУ;
· проводятся учебные тренировочные занятия по эвакуации учащихся из ОУ в случае ЧП;
· заключен договор с охранным предприятием «Лигр».
Финансирование ОУ
На ремонтные работы (в основном аварийные), в 2010 году школе было выделено 569782,47руб. Благодаря этому, отремонтированы медицинский и процедурный кабинеты, произведен ремонт сантехники и запорной арматуры.
Из областного бюджета на обновление и пополнение м-т базы за последние годы было выделено более одного миллиона рублей, что позволило заменить мебель в столовой и учебных кабинетах, приобрести и установить софиты, новое мульти-медио оборудование, компьютеры . Школа вошла в областную программу «Окна». Благодаря этой программе, остеклен фасад здания на сумму 500 тысяч рублей.
Значительно пополнились учебно-наглядные пособия (на сумму более ста тысяч рублей из областного бюджета). Это позволило обновить и заменить по многим учебным предметам коллекции раздаточного, демонстрационного материала, карт, а также пополнить медиатеку.
Повысить качество образовательного процесса помогает и постоянное пополнение библиотечного фонда. Общая сумма, выделяемая на эти нужды, в последние годы составила более ста тысяч рублей.
Выделяемые финансы из местного бюджета, в основном были направлены на приведение в соответствие с нормами СанПиН пищеблока, медицинского и стоматологического кабинетов, обеспечение безопасности ОУ, а также хозяйственные нужды (более 60 тысяч рублей).
Информатизация образовательного процесса
Информатизация является одним из приоритетных направлений развития современной школы. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Как и любая школа, мы ориентируемся на внедрение новых информационных технологий и творческое развитие учащихся.
Для нас становится актуальным сейчас не только освоение какого-либо объема знаний учащимися, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя новые информационные и коммуникационные технологии.
Информатизация образовательного пространства школы является не самоцелью, модным течением, нововведением, а глубоким процессом, востребованным современной ситуацией.
Информатизация образовательного процесса – это создание единой информационной и образовательной среды, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.
Информатизация проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Оснащение школы компьютерной техникой.
2. Обучение информационным технологиям преподавательского и управленческого состава.
3. Полное использование компьютерной техники и использование информационных технологий в образовательном процессе и во внеурочной деятельности как учащихся, так и учителей.
За последние годы улучшилась материально-техническая база нашего учреждения. Для организации учебного процесса с применением ИКТ сейчас в школе используется 42 компьютера. В три раза возросло число компьютеров, подключенных к школьной локальной сети.
Кабинет информатики оснащен современными компьютерами, на которые в этом учебном году установлен пакет СПО. Пополняется база дополнительного оборудования, способствующего активизации познавательной деятельности учащихся на уроках с применением ИКТ.
Для повышения качества образования созданы условия для прохождения педагогами курсов по освоению современных информационных технологий.
Обучение информационным технологиям преподавательского и управленческого состава реализуется через курсы повышения квалификации (МБОУ ДОВ ГЦИ «Эгида»), заседания методических объединений, мастер-классы, школьные постоянно действующие семинары по повышению квалификации в сфере ИКТ и формирования ИКТ компетентности. На протяжении ряда лет коллектив школы сотрудничает с ОблЦИТ. Это учреждение оказывает постоянную методическую помощь в области ИТ работникам МБОУ СОШ № 64 через проведение семинаров для наших педагогов, проведение обучения в рамках повышения квалификации в области ИКТ, внедрение программы информатизации школы.
После обучения учителя уверенно работают в операционной среде Windows, MS Word, MS Excel, Power Point. В настоящее время педагоги осваивают технологии с интерактивным программным обеспечением. Активно внедряется новая операционная программа Linuks.
Большинство учителей школы систематически используют информационные технологии в практической деятельности. Появление новой техники выдвинуло новые требования и к учителю.
По итогам 2009-2010 учебного года следует отметить:
· 95% учителей умеют свободно работать в текстовом редакторе;
· 50% учителей создают презентации;
· 35% учителей умеют сканировать и обрабатывать изображение с помощью стандартных программ;
· 100% учителей имеют навыки работы с цифровым фотоаппаратом;
· 100% учителей имеют навыки работы с принтером – печать документов;
· 75% учителей свободно владеют навыками работы в Интернет;
· 45% учителей работать с электронными таблицами;
· 50% учителей имеют свои электронные ящики и активно ими пользуются.
Достаточно хороший пользовательский уровень учителя - предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе.
Изучение курса информатики в основной и старшей (профильные классы) школе ведется по программе «Информатика и ИКТ», разработанной зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н. Д. Угриновичем и Л.Л.Босовой. Каждый год рабочая программа педагогов пересматривается и обновляется в соответствие с федеральными и региональными требованиями и динамикой развития ИКТ. Например в этом году введены два новых курса:“Компьютерная графика” и ”Технология создания сайтов”(9класс).
Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности позволяет педагогам осваивать и внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. Ряд учителей даёт прежнему содержанию новое звучание. Сейчас уже не только учитель информатики может воспитать в подростках информационно-коммуникационную грамотность, но и другие учителя - предметники. Преподаватели начальной школы, литературы, биологии, математики, географии, истории, обществознания разрабатывают уроки - презентации, позволяющие применять качественный иллюстративный материал, таблицы, опорные схемы, используя для их демонстрации проекторы и переносные экраны. Внедряются в практику учебного процесса и Интернет-ресурсы. На уроках географии, литературы активно используются возможности образовательных порталов. Обучающие медиаресурсы активно применяются на уроках МХК, истории. Благодаря этому эффективность работы учащихся на уроках значительно возросла. Повысился интерес учеников к тем предметам, на которых учитель использует компьютер, улучшились взаимоотношения с учителем, «говорящим» с подростками на одном языке. Результаты тестирования учащихся и педагогов показали, что применение ИКТ учителем имеет следующие преимущества :
· способствует лучшему усвоению материала – 58% опрошенных;
· повышает мотивацию к обучению – 53% опрошенных;
· показывает заинтересованность учителя в усилении образовательного
эффекта урока – 42% опрошенных;
· позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным
· уровнем готовности к обучению — 48% опрошенных.
Учащиеся предпочитают на уроках применение :
· обучающих интерактивных заданий - 68% опрошенных;
· компьютерных тестов - 35%;
· творческих работ с использованием ИКТ – 74%.
Информационные технологии используются не только в учебном процессе на уроках, но и во внеурочной деятельности. В школе дополнительное образование представлено следующими курсами:
· «Информатика в картинках» (3а класс);
· “Информатика в начальной школе» (3б класс);
· “Создание презентаций” (7 класс).
Работает электронное печатное издание «Школьные ступени» и приложение для начальной школы «Кораблик детства». Наполнение газеты и ее компьютерная верстка осуществляется коллегией школьного ученического самоуправления под руководством куратора. Продолжает свою деятельность информационный центр «ТелеДом». В рамках программы НОУ «Союз ума, добра и красоты» ведётся обучение технологии проектной деятельности. Учащиеся школы активные участники и призёры конкурсов мультимедийных презентаций, творческих проектов:
· в рамках акции «Помним»,1 место;
· к 40-летию Кироского района, 3 место;
· посвященных Году семьи, 3 место;
· посвященных Году учителя,звание лауреата;
· «Дети-дорога-жизнь»,2 место и другие.
Работы учащихся, представленные на научно-практических конференциях различного уровня, сопровождаются компьютерной поддержкой.
Учителя школы работают над проектами информационно технологического направления:
· Гугнина Ю.С. Кляйн А.Э. самостоятельно разрабатывают дидактические пособия к урокам русского языка , литературы, размещают свои разработки на образовательных Интернет-порталах (http://zavuch.info, http://it-n.ru, http://festival.1september.ru ).
· Соловьева Т.В.,Курдюкова Ю.В. создают компьютерные презентации для классных часов по проблеме воспитания сознательного отношения учащихся к здоровью.
· Томилова Л.Н. разрабатала ряд презентативных дидактических пособий для уроков геометрии, алгебры и разместила свои разработки на образовательном Интернет-портале ( http://festival.1september.ru).
· Ольховская Н.А, Солодовников А.Е., Макарова Н.В. на уроках географии пользуются компьютерной программой «География» фирмы «Кирилл и Мефодий», что позволяет им повысить как эффективность уроков, так и познавательный интерес учащихся к своему предмету.
· Куркина Н.В., Тюрина Е.С. используют электронные дидактические пособия к урокам истории и обществознания.
· Кушнарёва М.В. использует на уроках литературы электронные книги (сайт http://booklandija.ru), презентации, созданные как учителем, так и учениками.
· Кляйн А.Э., Гугнина Ю.С. создали свои сайты, где размещают методические разработки по начальной школе .
Педагоги школы активно используют в работе возможности ЦОРов , Интернета и его ресурсов.
Одно из направлений информатизации школы – административно-организационное. Этот компонент информационного пространства предоставляет оперативную информацию о ходе учебного процесса и обладает рядом преимуществ:
· не требует работы с бумажными документами, за исключением первичных;
· хранит всю существенную информацию бесконечно долго;
· обладает свойством расширяемости.
Школа посредством электронной почты включена в единое информационное пространство района.
Администрация школы использует ИКТ для некоторых задач школьного делопроизводства, для сбора, обработки и представления информации об учебном процессе в электронном виде, применяет ИКТ для планирования учебного процесса. Созданы и непрерывно пополняются:
· База данных по педагогическим кадрам.
· База данных о выпускниках школы.
· Социальный паспорт школы.
· Презентации – педсоветы, родительские собрания, творческие портреты учителей.
В школе имеется возможность продолжить работу по информатизации школьного образовательного пространства в направлении эффективного и рационального использования имеющихся технических и кадровых ресурсов в обучении и воспитании учащихся, развитии их творческих способностей.
Несмотря на значительные достижения, остается ряд проблем:
· совершенствование материально-технической базы и ее доступность;
· эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей, классных руководителей;
· трудности учащихся с использованием информационных ресурсов.
И поэтому задачами на 2010-2011 учебный год являются:
· улучшение материально-технической базы для использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
· обеспечение условий для подготовки и переподготовки педагогических кадров по использованию новых ИТ в профессиональной деятельности;
· повышение эффективности учебного процесса за счет внедрения компьютерных обучающих технологий во всех формах образования;
· продолжение работы по повышению ИТ - грамотности учащихся школы через организацию дополнительных занятий, научно-исследовательской деятельности;
· обобщение педагогического опыта работы учителей по использованию ИТ в учебном процессе, пополнение электронных «портфолио» методических объединений;
· проведение мастер-классов, семинаров по использованию учителями - предметниками в своей деятельности инновационных технологий, новейших информационных обучающих программ, цифровых образовательных продуктов;
· организация системы внешних связей для успешного осуществления деятельности школы по вопросам информатизации.
Информационные технологии позволяют создать в школе уникальную среду, обладающую значительным образовательным потенциалом, повысить эффективность управления образовательным процессом. Все это в целом влияет на качество обучения и создает условия для более успешной социализации учащихся в их дальнейшей профессиональной и социальной жизни.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Тревоги |
Увеличилось финансирование на пополнение и обновление МТБ,
обновлен кабинет обслуживающего труда, пополнилась коллекция наглядных пособий начато остекленение здания школы.
|
Оборудование для кабинетов химии, физики, производственных мастерских,. ОБЖ– дорогостоящее, выделяемых средств – недостаточно, требуются целевые программы;
не выделяются лимиты на текущий ремонт здания, замену линолеума в кабинетах;
для безопасности ОУ необходимо установление видеонаблюдения |
Обновление компьютерной техники в кабинетах информатики, подключение к локальной сети всех учебных кабинетов. |
При переходе на стандарты второго поколения сегодняшний уровень состояния МТБ не будет соответствовать заявленным требованиям |