Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительную записку.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Базисный учебный план образовательного учреждения.

  4. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  6. Программу духовно–нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  7. Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Количество часов в неделю рассчитано исходя из пятидневной учебной недели для обучающихся первых классов.

Учебные программы, реализуемые в 1-ых классах, соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов начального общего образования приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373), типовым учебным программам, утвержденным Министерством образования Российской Федерации по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии.

В учреждении в 1-ых классах программа начального общего образования реализуется через следующие методические комплекты:

Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный:

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.


К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

Образовательное учреждение обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


2.    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

обучающимися основной образовательной программы

начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

Планируемые результаты:

В группу «выпускник научится» включается система таких знаний и учебных действий, которая принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе, и при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы( с помощью накопительной оценки), так и по итогам ее усвоения ( с помощью итоговой работы). Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В группу «выпускник получит возможность» включаются те достижения, которые могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий этой группы не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.


2.1.Формирование универсальных учебных действий.

(личностные и метапредметные результаты).

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

2.1.1.Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

Выпускник получит возможность для формирования:

2.1.2.Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.1.3.Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:

2.1.4.Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.2.Чтение. Работа с текстом.

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты, овладеют навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, преобразование этих идей и информации.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


2.2.1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.2.2.Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.2.3.Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.3.Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию. В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.


2.3.1.Содержательная линия «Система языка».

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.3.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.3.3. Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.4. Литературное чтение.

2.4.1. Виды речевой и читательской деятельности.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.4.2. Творческая деятельность.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.4.3. Литературоведческая пропедевтика.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


2.5. Математика

2.5.1. Числа и величины.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

2.5.2. Арифметические действия.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:



2.5.3. Работа с текстовыми задачами.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.5.4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.



2.5.5. Геометрические величины.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.



2.5.6. Работа с информацией.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.6. Окружающий мир.

2.6.1. Человек и природа.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.6.2. Человек и общество.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.7. Музыка.

2.7.1. Музыка в жизни человека.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.7.3. Музыкальная картина мира.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.8. Изобразительное искусство.

2.8.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:

2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.8.3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.9. Технология.

2.9.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.9.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.9.3. Конструирование и моделирование.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.9.4. Практика работы на компьютере.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.10. Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке).

2.10.1. Знания о физической культуре.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.10.2. Способы физкультурной деятельности.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.10.3. Физическое совершенствование.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.11. Иностранный язык (английский).

2.11.1. Коммуникативные умения.

Говорение.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



Аудирование.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



Чтение.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



Письмо.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



2.11.2. Языковые средства и навыки оперирования ими.

Графика, каллиграфия, орфография.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



Фонетическая сторона речи.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



Лексическая сторона речи.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



Грамматическая сторона речи.

Выпускник научится:



Выпускник получит возможность научиться:



3.Базисный учебный план

начального общего образования

Базисный учебный план определяет максимальный учебный объем нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

  1. На I ступени обучения реализуется общеобразовательная программа начального общего образования через учебно-методические комплекты: «Школа России», «Перспектива».

В связи с введением ФГОС с 1 сентября 2011 года учебный план 1-ых классов составлен на основе стандартов 2009 года.


Региональный компонент учебного плана на I ступени обучения представлен в полном объеме учебным предметом «Природа, история и культура Ленинградской земли» через курс «Введение в изучение родного края»


Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами:

- с целью формирования коммуникативной компетентности, приобретения обучающимися опыта коммуникативно-творческой деятельности во 4 «А», 4 «Б», 3 «А», 3 «Б» классах выделен 1 час на изучение предмета «Риторика»;

- с целью совершенствования навыка чтения, формирования способов и приемов работы над текстом и книгой, обеспечения общего и литературного развития, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятельности в 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 4 «А», 4 «Б», 4 «В», и 4 «Г» классах выделен 1 час на групповые занятия по литературному чтению;

- с целью создания условий для формирования у учащихся приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, абстрагирование), для развития произвольного внимания и образного мышления в 3-их и 4-ых классах выделен 1 час групповых занятий для введения дополнительного образовательного модуля по математике по решению комбинаторных и конструированию. Во 2 «Г», 4 «В» - «Математика и конструирование», во 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 4 «А», 4 «Б», 4 «В» - «Решение комбинаторных задач».

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Организация внеурочной деятельности в 1-ых классах формировалась с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Внеурочная деятельность представлена по следующим направлениям:

С учетом пожеланий родителей учащихся, кружки «Мир в красках и карандашах», «Культура общения», проводятся во время работы группы продленного дня. Учащиеся по кружкам распределены равномерно.

Оплата преподавателям учреждения, работающим в кружках «Веселая физкультура», «Мир в красках и карандащах», «Риторика», «Информатика», «Культура общения», «Решение комбинаторных задач» осуществляется за счет кружковой работы.

В образовательном учреждении определен режим работы – 6-ти дневная учебная неделя. Для учащихся 1,2 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные каникулы.



Продолжительность урока составляет:

Учебный план составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» приказ №189 от 29.12.2010 года. Учебные программы, реализуемые в 1-ых классах, соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов начального общего образования приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, типовым учебным программам, утвержденным Министерством образования Российской Федерации по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии.

Количество часов в неделю рассчитано исходя из пятидневной учебной недели для обучающихся первых и вторых классов и шестидневной для 3-4 классов.


Учебный план

МБОУ «СОШ №64» города Новосибирска

1-4 классы


Федеральный компонент

Учебные предметы

1

2

3

4

абвг

абв

абв

абв

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

3

3

Иностранный язык


2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

3

3

3

3


ИТОГО

21

23

23

23

Региональный компонент




1

1

Компонент ОУ




2

2

Риторика





Максимальная недельная нагрузка обучающегося

21

23

25

25


Внеурочная деятельность в 1 классах


Направления развития личности

Формы организации деятельности, дополнительные образовательные программы

кружки


Духовно-нравственное

«Театральная студия»

«Хоровое пение»


1


1

1

1


1


Социальное

«Культура общения»

1

1

1

1


Общеинтеллектуальное

«Риторика»

«Занимательные шахматы»

«Информатика»

«Решение комб. задач»

1

1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

1



Общекультурное

«Мир в красках и карандащах»

1

1

1

1


Спортивно-оздоровительное

«Ритмика»

«Веселая физ-ра»


1

1

1



1

1


Максимальная недельная нагрузка обучающегося

7

7

9

8


Всего к финансированию

28

30

34

34


4.Программа формирования

универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального

общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

4.1.Ценностные ориентиры начального общего образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального образования:



4.2.Понятие, функции и виды универсальных учебных действий.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимся всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий:

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Виды универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общенаучных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Развитие системы универсальных учебных действия в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личности и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.



4.3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

«Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

«Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование:

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

5.Программы отдельных учебных предметов.



Введении ФГОС начального общего образования с 01.09.2011 года в учреждении предполагается через использование следующих учебно-методических комплектов:

  1. «Перспектива».

  2. «Школа России».



5.1.Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.



5.1.1. Русский язык.

Программы по русскому языку представлены: «Школа России» - Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, программа рекомендована Министерством образования и науки РФ; «Перспектива» -_____________, программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Пояснительная записка.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.


Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, продолжить и закончить разговор. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, содержащейся в тексте. Формирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с учебными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике.


Обучение грамоте.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю,я. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами. Развитие выразительного чтения. Знакомство с орфоэпическим чтением. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов правильного списывания текстов.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Систематический курс.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв, обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь,ъ. Установление соотношений звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я, в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единство звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение употребления в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского, среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа. Определение принадлежности имён существительных к первому, второму, третьему склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение употребления в речи. Личные местоимения первого, второго, третьего лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение употребления в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения первого и второго спряжения глаголов. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и,а,но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора. Овладение нормами речевого этикета. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений.



5.1.2. Литературное чтение.

Программа представлена: «Школа России» - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Рекомендовано министерством образования и науки РФ; «Перспектива» - _______________, Рекомендовано министерством образования и науки РФ;

Пояснительная записка.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

Курс литературного чтения влияет на решение следующих задач:


Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание


содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий, осознание целей речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному произведению.


Чтение.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпический и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарища, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги. Виды информации в книге. Типы книги. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и предложений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения героя. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа текста: подробный, выборочный и краткий.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей тестов былин, легенд, библейских рассказов. Установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель-схема. Подробный и краткий пересказ текста.


Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.


Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речи, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.


Творческая деятельность обучающихся )на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащегося: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



5.1.3. Математика.

Программа по математике представлена: «Школа России» - М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Рекомендовано министерством образования и науки РФ; «Перспектива» - Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ;

Пояснительная записка.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


Числа и величины.

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Составление числовых последовательностей (цепочек).

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия.

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. Отношения «больше (меньше) на...» и «больше (меньше) в...».


Работа с текстовыми задачами.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь при равномерном прямолинейном движении; объём всей работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (краткая запись, схема, таблица, график, диаграмма). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические фигуры в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.


Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.

Площадь квадрата и прямоугольника. Единицы площади (см2, дм2, м2). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.


Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование результатов. Построение простейших логических выражений с помощью логических связок (и/или; и/или, не; если, то; верно/не верно, что), составление простейшего алгоритма (плана) поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).



5.1.4.Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны. Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


Содержание курса.

Человек и природа.

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов. Примеры явлений природы.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их название, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие. Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Особенности поверхности родного края.

Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Водоемы родного края.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение для человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения. Условия необходимые для жизни растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Животные родного края.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы. Природные зоны России. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их значение в охране природы. Красная книга России. Посильное участие в охране природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.


Человек и общество.

Общество. Духовно-нравственные и культурные ценности. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и помощь членам семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых больных-долг каждого человека. Родословная. имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Духовно-нравственные ценности семьи народов России и мира.

Младшие школьники. Правила поведения в школе. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со сверстниками, взрослыми. Внимание к сверстникам, одноклассникам.

Значение труда в жизни человека, общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессионализм.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша родина –Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент – глава государства.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Государственные праздники. Оформление плаката к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Герб Москвы, расположение на карте. Города России. Достопримечательности Санкт-Петербурга, Золотого кольца. Святыни городов России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие России, их традиции и обычаи. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город. Особенности труда людей родного края. Названия разных народов, проживающих в данной местности. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее яркие и важные исторические события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.


Правила безопасной жизни.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в течение дня. Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на свежем воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.





6.Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:


6.1.Структура системной работы

по формированию культуры здорового

и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

  2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

  3. Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы.

  4. Реализация дополнительных образовательных программ.

  5. Просветительская работа с родителями.


6.1.1.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.


6.1.2.Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.


6.1.3.Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, всех педагогов.


6.1.4.Реализация дополнительных образовательных программ.


6.1.5.Просветительская работа с родителями.


7.Программа духовно – нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования.

7.1.Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания.

Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель:

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно – нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:


В области формирования социальной культуры:


В области формирования семейной культуры:


7.2.Ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания.

Традиционными источниками нравственности являются:


7.3.Основные направления и ценностные основы духовно – нравственного развития и воспитания.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество. закон и правопорядок, политкультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, равноправие, ответственность и чувство долга, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Ценности: стремление к здоровому образу жизни, здоровье физическое, нравственное, психологическое, нервно – психическое.

Ценности: родная земля, планета Земля, экологическое сознание.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.


7.4.Содержание духовно – нравственного развития и воспитания.

7.4.1.Современные особенности развития и воспитания.

С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется его взаимодействие с окружающим миром. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. В основе программы духовно – нравственного развития и воспитания лежат следующие принципы:

  1. Принцип ориентации на идеал.

  2. Аксиологический принцип.

  3. принцип следования нравственному примеру.

  4. Принцип идентификации (персонификации).

  5. Принцип диалогического общения.

  6. Принцип полисубъектности воспитания.

  7. Принцип системно – деятельностной организации воспитания.


7.4.2.Задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно –нравственного развития и воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).



7.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетического воспитания):



7.5.Совместная деятельность образовательного учреждения,

семьи и общественности по духовно–нравственному развитию

и воспитанию обучающихся.

Духовно–нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно – нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:


7.6.Планируемые результаты духовно–нравственного развития и воспитания.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания могут быть достигнуты обучающимися следующие результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:


Воспитание нравственных чувств и этического сознания:


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


8.Система оценки достижения

планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

начального общего образования.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающими основной образовательной программы начального общего образования, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы.

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В планируемых результатах, описывающих группу личностных результатов, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно–образовательной деятельности образовательного учреждения. В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.


8.1.Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценок является портфель достижений обучающего, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно– оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфель достижений включаются следующие результаты:

1.Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых факультативных учебных занятий. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней, формируемых учебную деятельность. Примерами такого рода работ могут быть:


2.Систематизированные материалы наблюдений: оценочные листы, материалы и листы наблюдений, которые ведут учителя начальных классов, выступающие в роли учителя – предметника и в роли классного руководителя, иные учителя - предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы.


3.Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития».

В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфеля достижений целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценкой типа:

Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:


8.2.Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1.Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно – познавательных и учебно – практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачет» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.


2.Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3.Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой: