Качество и полнота реализации образовательных программ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №64»

 

Качество и полнота реализации образовательных программ

 

 

  Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Педагогический коллектив выявил общую, значимую  для обучающихся  научно-педагогическую проблему  и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам. Такой проблемой для МБОУ СОШ № 64  является реализация дифференцированного подхода с целью создания условий для формирования личности, обладающей  толерантностью, высоким культурным (и поликультурным) цензом, способной к  саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении  будущей профессии. Такая  миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы на этапах предпрофильного и профильного обучения. 

 Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, соответствующим заявленным образовательным программам, расписанием уроков и факультативных  занятий, утверждённым руководителем школы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение – школа № 64 реализует следующие общеобразовательные программы: начального общего образования,основного общего образования,среднего (полного) общего образования. Осуществляет предшкольную подготовку.

Виды образовательных программ, реализуемых на различных

ступенях образовательного процесса:

Виды программ

 

Срок

освоения

Уровень образования, получаемый по завершении обучения

Документ, выдаваемый по окончании обучения

1.Программа начального общего образования

4 года

1-4 кл.

Начальное общее

образование

 

2.Программа основного  общего образования

5  лет

5-9 кл.

Основное общее

образование

Аттестат об основном общем

образовании

3. Программа  среднего (полного) общего образования

2 года

10-11кл.

Среднее (полное) общее образование

Аттестат о среднем

(полном) общем

образовании

 

  Учебный план и его обоснование

Учебный план является нормативным документом образовательных стандартов по общеобразовательным программам начального и основного образования:

7.      Учебный план  разработан с целью реализации общеобразовательных программ начального и основного общего образования, среднего (полного) общего  образования.

8.      Учебный план включает инвариантную и вариативную части. Первая реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта; вариативная часть обеспечивает реализацию школьного компонента. Учебные предметы федерального компонента представлены на базовом  и профильном  уровне стандарта учебного предмета. Базовые общеобразовательные учебные предметы федерального компонента в учебном плане представлены в полном объеме.

9.      Школа реализует учебный план 1998 года в 7,8 и 9 классах, учебный план 2004 года в 1-6, 10-11-х  классах.

10. Максимальная нагрузка учащихся соответствует продолжительности учебной недели.

11. Нормативная база для проектирования учебного плана в соответствии с Концепцией и образовательной программой ОУ:

-        приказ № 717 от 02.07.2008  департамента образования Новосибирской области «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области, организующих образовательный процесс на основе минимума содержания начального общего, среднего  (полного) общего образования, временных требований к минимуму содержания основного общего образования и (или) государственные образовательные стандарты первого поколения в 2008-2009 учебном году»;

-        приказ № 533 от 17.05.2007 департамента образования Новосибирской области «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2006-2007 учебный год»;

-        приказ МО РФ от 09.03.04г. 31312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования»;

-        приказ МО РФ от 05.03.04г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»;

-        санитарно-эпидемиологические правила и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 №3997.

 

I ступень образования

На первой ступени обучения педагогический коллектив начальной школы решает задачи воспитания и развития обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

В начальной школе параллельно используются два УМК: традиционный «Школа России» (3-4 классы) и инновационный «Перспектива» (1-4 классы), что позволяет обеспечивать вариативность образования.

            В рамках обучения по УМК «Перспектива» ведётся целенаправленная работа по развитию интеллектуальных творческих способностей учащихся на всех предметах учебного плана, особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений и формированию первоначальных знаний о системе общечеловеческих ценностей. В классах, где обучение ведется по УМК «Школа России», используются элементы технологий развивающего обучения, частично-поисковый метод, что также способствует развитию творческих способностей обучающихся. С учетом этого расширен и обогащен школьный компонент . Включены такие учебные предметы как риторика, занимательная математика, информатика, физическая культура, введен факультатив по иностранному языку (английский, немецкий).

 Следуя методическим рекомендациям департамента образования  с 2009-2010    учебного года   часть часов резервного времени, отведенного на изучение предмета «Литературное чтение» (в объеме 16 часов), отводится на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

II ступень образования

Задачи обучения: начать освоение образовательных программ основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта; обеспечить общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся, формирование общих учебных умений и способов деятельности; начать подготовку к выбору профилирующего направления собственной деятельности.

            Федеральный компонент государственного образовательного стандарта полностью реализован в учебном плане соответствующим набором учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, природоведение, биология, география, физика, химия, музыка, изобразительное искусство, технология,физическая культура. Это является гарантией овладения необходимого минимума знаний, умений и навыков в объеме требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

            Региональный компонент в 5 – 8-х классах  представлен учебными предметами: история Сибири, физическая культура, ОБЖ. Выбранные предметы регионального компонента отвечают специфике  школьного  социокультурного образования, 

            Часы школьного компонента использованы для организации факультативных занятий по выбору обучающихся и представлены следующими учебными предметами: риторика, избранные вопросы математики, информатика.  Курс информатика  введен с целью формирования информационно-коммуникационной компетенции, развитие логического мышления учащихся, формирования основ информационной культуры.

            В 9-х классах реализуется задача предпрофильной подготовки обучающихся.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта полностью реализован в учебном плане соответствующим набором учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, алгебра и геометрия,  история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура.

При изучении курсов по выбору каждый ученик выбирает три курса из предлагаемых, что составляет 85 часов в год. При этом аудиторная нагрузка на одного ученика составляет 2,5 часа в неделю. Таким образом, обучающиеся имеют возможность выбрать профиль обучения в 10 классе.

 

 

 III ступень образования

На  третьей ступени обучения в рамках реализации стандартов первого поколения  с 2007 года введено профильное обучение, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков. Апробированы программы двух профилей: социально-гуманитарного, информационно-технологического и программа универсального класса.

            В учебных планах 10-11 классов предметы представлены на базовом и профильном уровне. Федеральный компонент учебного плана  обеспечен изучением базовых и профильных предметов в объеме 2520 часов за два года обучения.  В социально-гуманитарном профиле профильными предметами являются обществознание, история, право, русский язык, в информационно-технологическом –  математика, информатика и ИКТ. Программы профильного обучения позволяют подготовить старшеклассников к освоению программ высшего профессионального образования, осуществить каждому выпускнику  выбор предметов, максимально соответствующих его разностороннему развитию и реализации жизненных планов. Наполнение профиля осуществляется за счёт элективных курсов.

Элективные курсы

Информационно-технологический

Социально-гуманитарный

Решение уравнений и неравенств

Современная отечественная литература

Проекты и исследовательская деятельность

Эксперименты по физике

Информатика и ВТ

Дискуссионные вопросы изучения истории 20 века

Психология делового общения

Стилистика русского языка

Основы экономических знаний

Теория и эксперимент в химии 

Деловой язык

           

            Для реализации       предпрофильного и профильного обучения в школе  педагогами разработаны программы элективных курсов, которые были осбуждены на методических объединениях и утверждены директором школы.

            В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) и с целью анализа состояния образовательного процесса администрацией школы были проведены проверки выполнения образовательных программ, результаты обобщались в аналитических таблицах. В результате обобщения аналитического материала, анализа прохождения образовательных программ на основе записей в журналах и графиков прохождения программного материала выявлено следующее: весь учебный материал, предусмотренный программами, изучен в необходимом объеме, причем соблюдается последовательность в изучении программного материала в том порядке, который дан в календарно-тематическом планировании.

 

 

 

 

 

 

 Итоги анализа и оценки качества позиции «2»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Тревоги

1.В полном объёме реализуются программы регионального и школьного компонентов.

2.Участники образовательного процесса имеют право выбора интересующего их курса из возможных.

3.Разнообразие УМК используемых в учебном процессе.

1.Высокая стоимость новых УМК нарушает принцип доступности образования.

2.Постоянные изменения структуры учебников  УМК одних и тех же авторов создают материальные затруднения участников образовательного процесса (усложняют организацию работы с учебником на уроке).

1.Расширение перечня предметов школьного компонента.

2.Расширить рамки сотрудничества с преподавателями ВУЗов.

Недостаточная ресурсная база  для реализации предметов регионального компонента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Городской центр мониторинга образования»

Таблица 2.5.

Полнота реализации образовательных программ

в школе № 64  Кировского  района

 

Учебный год

Не велись предметы федерального и (или) школьного компонентов

Программы выполнены не в полном объеме по предметам федерального и (или) школьного компонентов (менее 85% программы)

Предмет

Класс

Причина

Предмет

Класс

Причина

% выполнения

программы

2007-08

учебный год

музыка

5-8-е

Отсутствие учителя музыки

-

-

-

-

2008-09

учебный год

Музыка

 

6б,в

(1 четверть)

7-8-классы

Отсутствие учителя музыки

музыка

6 б,в

Не преподавался в первой четверти

79,00%

 

 

 

черчение

9а,б,в

Не замещённые уроки

73,50%

 

 

 

эл. курс «Графический  дизайн»

9а,б,в

Не замещённые уроки

76,00%

 

 

 

Английский язык

Не замещённые уроки

74,00%

2009-10

 

 

 

Английский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

Не замещённые уроки

 

 

 

79%

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура

 

Не замещённые уроки

79,00%

 

 

 

 

Технология

9а,б,в

Курсовая подготовка учителя

76,00%

На момент экспертизы

2010-2011

учебный год

-

-

-

-

-

-

 

         Учебный план в 2007-2008 учебном году за  курс начального , основного общего и  среднего (полного) образования выполнен.

 Расхождение между  количеством часов по учебному плану и фактически выданными уроками в 2008-2009 и 2009-2010 учебных годах на этапе освоения  основного общего образования имеет место по предметам:

-        английский язык  Кулаковская М.А.-больничный по уходу за ребёнком;

-        физическая культура (Корытько Н.И)– болезнь учителя;

-        технология, элективный курс «Графический дизайн»  (9 класс, 1 группа) -посещение учителем, Глазуновой Г.А.,курсов повышения квалификации в ГЦИ «Эгида»;

-        черчение (учитель Лелянова Т.Я.)-больничный лист .

            Полное замещение часов не осуществлялось в виду перегрузки учителей , отставание в изучении материала было ликвидировано за счет изучения блоками и  корректировки тематического планирования, использования резервного времени, проведения дополнительных уроков, изучения отдельных тем программы блоками. Таким образом программный материал учащимися был полностью освоен.

 

 

 

 

 

 


 

 

Таблица 2.6.

Полнота реализации лабораторных и практических работ

по предметам естественного цикла (в соответствии с рабочими программами)

в школе № ____ 64     Кировского  _ района

Учебные годы

Классы

Биология

Химия

Физика

по программе

фактически

по программе

фактически

по программе

фактически

2007-08

6

9

9

-

-

-

-

7

6

6

-

-

10

10

8

6п

6п

8п

7п

10

10

9

4

4

10п

10п

5

5

10

2

2

11п

11п

4

4

11

2

2

2п

2п

4

4

Итого:

 

35

35

61

61

33

33

2008-09

6

9

9

-

-

-

-

7

6

6

-

-

10

10

8

6п

6п

8п

7п

10

10

9

4

4

10п

10п

5

5

10

2

2

11п

11п

4

4

11

2

2

2п

2п

4

4

Итого:

 

35

35

61

61

33

33

2009-10

6

9

9

-

-

-

-

7

6

6

-

-

10

10

8

6п

6п

8п

7п

10

10

9

4

4

10п

9п

5

5

10

2

2

11п

11п

4

4

11

2

2

2п

2п

4

4

Итого:

 

35

35

61

60

33

33

Итого за три года:

 

105

105

183

182

99

99

Дата последнего обновления страницы 18.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения